Опубликовано изменение в Постановление №713 "О системе регулирования цен"
Постановление правительства №713 (3) подготовлено на основании предложений рабочих групп по развитию экономики регионов в современных условиях и экспертной рабочей группы, созданной МАРТ для взаимодействия по корректировке законодательства о ценах и ценообразовании. "Ключевая задача изменений - создание условий для продвижения на внутреннем рынке товаров отечественного производства", - отметили в пресс-службе.
Документ предусматривает выравнивание условий реализации отечественных и импортных товаров в розничной торговле. Внесенные изменения направлены на заинтересованность розничной торговли в продаже отечественных товаров и уменьшение маржинальности собственного импорта.
Также предусмотрено упрощение для производителей согласования отпускных цен на новые потребительские товары. Увеличивается до 20% норма рентабельности, при которой не требуется согласования установления цен на новые товары. Производители также освобождаются от согласования установления отпускных цен в связи с введением (изменением) технических нормативных актов.
Кроме того, изменен порядок предоставления оптовых скидок с отпускных цен, уточнен перечень потребительских товаров, на которые распространяется ценовое регулирование.
"Также документ обеспечивает создание понятного и прозрачного механизма для производителей и импортеров при реализации потребительских товаров в части предоставления стимулирующих выплат с одновременным установлением единых правил таких выплат в отношении отечественных товаров и непродовольственных импортных товаров. Предусмотрено и выравнивание подходов для отечественных производителей при реализации товаров в магазинах фирменной торговли и в своих интернет-магазинах", - добавили в пресс-службе.
Документ вступает в силу после его официального опубликования. (опубликован 09.06.2023)
Как сообщалось, в 2022 году глава государства по результатам совещания о ценовой ситуации в стране подписал Директиву №10 "О недопустимости роста цен". Документ был принят в целях незамедлительного и жесткого реагирования на сложившуюся на потребительском рынке ситуацию. Затем постановлением правительства №713 введена новая система регулирования цен. С тех пор в документ вносились корректировки. Текущие изменения - очередное совершенствование подходов к регулированию цен.
Подготовлены изменения в Постановление 713, о регулировании цен.
Изменения в постановление Совмина №713 "О системе регулирования цен" позволит уровнять условия для импортеров и местных производителей. На этом акцентировал внимание премьер-министр Беларуси Роман Головченко.
"Наработаны предложения, и уже на следующей неделе будет скорректировано постановление Совета Министров №713 с учетом практики применения, - уточнил Роман Головченко. - Нам нужно создать лучшие условия для отечественного производителя. Долго шла проработка, эксперты несколько месяцев изучали ситуацию в каждой сфере. Сегодня система работает, к ней приноровились, но появились мелкие нюансы, которые усложняют жизнь отечественным производителям. Поэтому изменения, которые готовятся, в первую очередь направлены на то, чтобы как минимум уровнять условия для импортеров и местных производителей".
По словам Романа Головченко, новая система ценового регулирования будет существовать долго. Сейчас идет ее "тюнинг", ведь есть много нюансов, которые сразу не всегда удается предусмотреть. Тем не менее, проведена большая работа, в том числе с субъектами торговли, импортерами. "В принципе, все адаптированы", - заключил премьер-министр.
Ранее уже сообщалось:
Что основная цель изменений - стимулирование продаж и продвижение товаров отечественного производства.
Производителям предоставят инструменты и механизмы для активного увеличения объемов продаж, повышения узнаваемости товаров и торговых марок, а также выработки совместно с организациями торговли условий реализации товаров конечному потребителю.
В 2022 году глава государства по результатам совещания о ценовой ситуации в стране подписал Директиву №10 "О недопустимости роста цен". Документ принят в целях незамедлительного и жесткого реагирования на сложившуюся на потребительском рынке ситуацию. Затем постановлением правительства №713 было введено регулирование цен на товары потребительской корзины.
В апреле 2023 года в Беларуси создана экспертная рабочая группа по взаимодействию в рамках реализации этого постановления, которая разрабатывает альтернативные механизмы ценового регулирования. Одной из задач этой группы стала выработка точечных мер, исходя из практики применения документа. В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли отмечали, что такой мерой может быть в том числе корректировка действующего механизма регулирования цен.
Стоит очень напряженная задача - обеспечить 7-8% инфляции по итогам года
Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов рассказал журналистам о том, как будут корректировать систему регулирования цен, перед рабочей встречей с отечественными производителями.
Постановлением правительства №713 в прошлом году была введена новая система регулирования цен. В этом году в Беларуси создана экспертная рабочая группа по взаимодействию в рамках реализации данного постановления. "Она генерирует идеи по трансформации действующей системы ценового регулирования в некий иной механизм, вырабатывает альтернативные предложения. Это глобальная задача. Пока мы также работаем над совершенствованием подходов на текущий период, пока постановление №713 будет еще действовать", - сказал Алексей Богданов. По его словам, в этом году постановление отменять не планируется. "Мы будем работать по нему весь год, потому что задача стоит очень напряженная - обеспечить 7-8% инфляции по итогам года. Новая система ценового регулирования доказала свою эффективность. С того момента, когда было принято это постановление, инфляция замедлилась на 12,7%. Кроме того, в прошлом году мы проводили большую работу по увеличению доли белорусской продукции на внутреннем рынке и переломили многолетний тренд по снижению. Достигли в прошлом году 1,7% роста реализации наших товаров на внутреннем рынке. По итогам первого квартала также продолжилась положительная динамика - плюс 2,3% рост продаж белорусской продукции", - обратил внимание министр.
Тем не менее назрела необходимость усовершенствовать подходы. "Корректировка постановления будет основана на двух принципах: усиление продвижения белорусской продукции на внутреннем рынке и справедливое распределение доходности между всеми звеньями цепи продажи продукции - производителями, оптовыми организациями, розничной торговлей. Уже выработаны определенные предложения с точки зрения торговли. А сегодня мы встречаемся с широким кругом производителей отечественной продукции, будем обсуждать проблемные вопросы", - отметил Алексей Богданов.
Он отметил, что по некоторым товарным группам есть затруднения в области реализации отечественной продукции и продвижения ее на полках магазинов. "Хотим рассмотреть эти вопросы, чтобы белорусский товар еще более легко попадал на полки наших магазинов. Это должен быть четкий, понятный механизм, как производителям продвигаться на внутреннем рынке", - добавил министр.
Алексей Богданов рассказал и о других предлагаемых изменениях. "Было предложение: если есть фирменный магазин (а для них отдельное ценовое регулирование), при этом функционирует интернет-торговля, то уравнять их, чтобы и там, и там можно было применять одинаковые надбавки. В целом предварительно такой подход поддерживается. Кроме того, при продвижении белорусской продукции необходимо отработать рекламные вопросы, вопросы продвижения и маркетинга в торговых организациях", - сказал глава МАРТ.
"По итогам нашего обсуждения мы дополнительно все рассмотрим на заседании экспертной рабочей группы. Затем будем вносить в правительство наши предложения по совершенствованию подходов в области ценового регулирования", - резюмировал Алексей Богданов.
Ставка рефинансирования с 31 мая 2023 года снижается до 9,75 процента годовых
По информации Национального банка РБ:
С 31 мая 2023 года ставка рефинансирования снижается с 10 до 9,75 процента годовых, ставка по кредиту овернайт – с 11 до 10,75 процента годовых, ставка по депозиту овернайт – с 9 до 8,75 процента годовых.
Соответствующие решения приняты Правлением Национального банка 22 мая 2023 года по итогам заседания по денежно-кредитной политике.
Низкие месячные темпы прироста потребительских цен обуславливают сохранение тренда на замедление годовой инфляции. В апреле 2023 года она составила 4,7 процента против 6 процентов месяцем ранее. Основные компоненты индекса потребительских цен демонстрируют замедление. Годовая базовая инфляция снизилась до 4,6 процента с 5,6 процента в предыдущем месяце, трендовая инфляция – до 4,6 процента c 6 процентов.
В ближайшие месяцы ожидается сохранение низких месячных темпов прироста потребительских цен. Показатель годовой инфляции будет находиться ниже 5 процентов.
Продолжается восстановление деловой активности. Объем кредитной поддержки банками организаций в национальной валюте увеличивается сопоставимо расширению платежеспособного спроса. Это происходит на фоне снижения процентных ставок, а также в рамках процесса девалютизации экономики. Средняя процентная ставка по вновь выдаваемым кредитам банков и ОАО "Банк развития Республики Беларусь" юридическим лицам в апреле 2023 года составила 8,65 процента годовых против 8,97 процента месяцем ранее. Постепенно увеличивается внутреннее потребление, чему в том числе содействует расширение розничного кредитования.
Проинфляционные риски по-прежнему оцениваются как умеренные. Годовые темпы прироста рублевой денежной массы стабилизировались, но все еще остаются высокими. Ее активная часть растет быстрее по сравнению со срочными сбережениями населения.
Следующие решения по ставке рефинансирования Национальный банк будет принимать с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
24.05.2023
Об ограничении времени продажи алкогольных напитков
На территории районов Минской области 25 - 26 мая, 10 - 11 июня будет ограничена продажа алкогольных напитков в торговых объектах, за исключением розничной торговли на объектах общественного питания в розлив.
Данные ограничения установлены соответствующими рай(гор)исполкомами в связи с проведением мероприятий, направленных на пропаганду (популяризацию) здорового образа жизни, профилактику пьянства и алкоголизма, борьбу с ними и в связи с проведением выпускных вечеров в учреждениях общего среднего образования.
19.05.2023
Опубликован новый Указ Президента по аренде и безвозмездном пользовании имуществом
Основные положения данного Указа вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.
Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1996 г. № 9 «Об упорядочении использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в государственной собственности» признается утратившим силу.
18.05.2023
Национальный банк с 1 января 2025 года вводит в действие новые инструкции по бухгалтерскому учету
О лицензировании импорта отдельных видов товаров из древесины
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 10 мая 2023 г. № 300
О лицензировании импорта отдельных видов товаров из древесины
Установлено, что по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее – лицензии) по согласованию с Белорусским производственно-торговым концерном лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (далее – концерн «Беллесбумпром») в порядке, аналогичном установленному Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), осуществляется ввоз товаров согласно приложению (далее, если не предусмотрено иное, – товары):
в Республику Беларусь из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС);
из-за пределов таможенной территории ЕАЭС в Республику Беларусь из государств, не являющихся государствами – членами ЕАЭС, при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления (за исключением помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в целях завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны) и свободной таможенной зоны.
ПЕРЕЧЕНЬ товаров, в отношении которых вводится временное лицензирование ввоза в Республику Беларусь
Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС/Наименование товара*
4410 11 100 0, 4410 11 300 0, 4410 11 500 0, 4410 11 900 0, 4410 12 100 0, 4410 12 900 0 плиты древесностружечные и плиты с ориентированной стружкой (OSB)
4411 12 100 0, 4411 12 900 0, 4411 13 100 0, 4411 13 900 0, 4411 14 100 0, 4411 14 900 0, 4411 92 100 0, 4411 92 900 0, 4411 93 100 0, 4411 93 900 0, 4411 94
100 0, 4411 94 900 0 плиты древесноволокнистые
4810 92 100 0 бумага и картон многослойные со всеми белеными слоями
Постановлением определены необходимые документы для согласования и товары на которые не распространяется данное постановление.
10.05.2023
Предельные (максимальные) розничные цены на АЗС с 9 мая 2023 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
18 апреля 2023 г. № 31 "О ценах на природный газ"
Установлена отпускная цена на природный газ без налога на добавленную
стоимость при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/куб. м и курсе белорусского рубля
по отношению к российскому рублю 3,7835:100 газоснабжающим организациям,
входящим в состав государственного производственного объединения по топливу
и газификации «Белтопгаз», при поставке через систему газоснабжающих организаций
(перепродавцов) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при
потребленном объеме природного газа в 2022 году от 600 млн. куб. м, кроме юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих природный газ для производства
азотных удобрений, в размере 464,06 белорусского рубля за 1000 куб. м.
27.04.2023
Ставка рефинансирования с 2 мая 2023 года снижается до 10 процентов годовых
С 2 мая 2023 года ставка рефинансирования снижается с 10,5 до 10 процентов годовых, ставка по кредиту овернайт – с 11,5 до 11 процентов годовых, ставка по депозиту овернайт – с 9,5 до 9 процентов годовых.
Соответствующие решения приняты Правлением Национального банка 26 апреля 2023 года по итогам заседания по денежно-кредитной политике.
Продолжается замедление инфляционных процессов. Как и ожидалось, из-за эффекта высокой базы прошлого года в марте 2023 года годовой прирост потребительских цен уменьшился до 6 процентов против 11,7 процента в предыдущем месяце. Трендовая инфляция снизилась до 6 процентов после 8,9 процента месяцем ранее. При условии отсутствия шоков ожидается сохранение низких ежемесячных темпов прироста цен на потребительском рынке, что в ближайшие месяцы поддержит тренд на замедление годовой инфляции.
Постепенно восстанавливается деловая активность. На фоне продолжающегося снижения процентных ставок расширяется кредитная поддержка банками экономики в национальной валюте. Средняя ставка по новым рублевым кредитам банков и ОАО "Банк развития Республики Беларусь" юридическим лицам в марте 2023 года уменьшилась до 8,97 процента годовых.
В целом риски, которые могут существенно повлиять на динамику инфляционных процессов в будущем, оцениваются как умеренные. Инфляционные ожидания экономических агентов, несмотря на снижение, остаются все еще высокими. В соответствии с результатами опроса населения, проведенного в марте 2023 года, ожидаемая в следующие 12 месяцев инфляция снизилась до 12,4 процента против 16,7 процента в марте 2022 года. В фокусе внимания по-прежнему остается сдержанная сберегательная активность с одновременным увеличением доли ликвидных активов в общей структуре денежных сбережений населения.
Следующие решения по ставке рефинансирования Национальный банк будет принимать с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
по информации Национального банка РБ
27.04.2023
С 28 апреля изменяются предельные минимальные цены на алкогольную продукцию
Постановлением от 17 апреля 2023 г. № 29 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 52» внесены следующие изменения:
1) предельная минимальная отпускная цена на спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья (с учетом акциза) на условиях франко-отправления (без НДС) установлена в размере 92,67 рубля за декалитр безводного спирта;
2) предельные минимальные цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28 процентов, производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь, установлены на уровне за 0,5 литра алкогольного напитка крепостью 40 процентов:
отпускная цена на условиях франко-отправления (без НДС) – 6,83 рубля;
розничная цена (с НДС) – 9,04 руб.
Постановление вступает в силу с 28 апреля 2023г.
Формирование цен на товары, указанные в настоящем постановлении, производится с учетом конъюнктуры рынка, но не ниже предельных минимальных цен, предусмотренных приложениями 1 и 2,с пересчетом цен пропорционально крепости продукции и емкости потребительской тары. Оптовые и торговые надбавки к отпускным ценам на алкогольные напитки крепостью свыше 28 процентов согласно приложению 1, применяются с учетом конъюнктуры рынка.
При этом в рамках одного субъекта торговли и (или) торгового объекта применяется единый уровень торговой надбавки на все виды таких товаров всех производителей независимо от форм собственности в разрезе наименований классификационных группировок алкогольных напитков в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 83.
18.04.2023
С 18 апреля 2023 года предельные (максимальные) розничные цены на АЗС Республики Беларусь изменяются
В Беларуси создана экспертная рабочая группа по взаимодействию в рамках реализации постановления Совета Министров №713, которая разрабатывает альтернативные механизмы ценового регулирования - первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец.
"Мы сегодня проводим заседание экспертной группы, которая создана по поручению главы государства и правительства. Перед нами стоят две основные задачи. Первая - выработка альтернативных способов ценового регулирования в сравнении с теми, которые существуют на текущий момент. Это попытка выработать какие-то иные механизмы, которые будут решать задачи справедливого ценообразования, недопущения злоупотреблений, в первую очередь по отношению к покупателям. Кроме того, эти механизмы должны быть гибкими, чтобы бизнес и производители могли оперативно реагировать на изменение ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Это долгосрочная цель", - сказал Иван Вежновец. Экспертная рабочая группа подготовит предложения по данному вопросу. Сроки пока не называются. "Это очень сложная и специфическая задача. Мы собрали группу именно на уровне экспертов, чтобы выработать как можно больше различных вариантов, которые можно обсуждать и из общего массива выбрать наиболее эффективные. Необходимо оценить, как альтернативные механизмы ценового регулирования повлияют на ситуацию в целом на потребительском рынке. Если мы будем видеть, что определенный способ позволяет решить поставленные задачи, то тогда уже будет более предметное обсуждение с точки зрения его юридической формализации и внесения предложений правительству", - отметил первый замминистра.
Вторая задача экспертной группы - точечные меры исходя из практики применения постановления Совмина №713, которым введена действующая система регулирования цен. "Выявляем узкие проблемные места его реализации, обсуждаем, вырабатываем механизмы реагирования. Далее возможны корректировки либо в действующем механизме, либо в правоприменительной практике МАРТ или контролирующих органов", - обратил внимание Иван Вежновец.
По его словам, в экспертной рабочей группе есть как представители торговли (продовольственными и непродовольственными товарами, дистанционной) и импортеры, так и производители из различных сегментов (легкая промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленность).
Установлен порядок определения цены на природный газ, реализуемый ОАО "Газпром трансгаз Беларусь"
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 03.04.2023 №25 установлен порядок определения и применения цены на природный газ, реализуемый ОАО "Газпром трансгаз Беларусь".
Установлено, что отпускная цена без НДС на природный газ, поставляемый в Беларусь российским "Газпромом" и реализуемый ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" по договорам юр.лицам и индивидуальным предпринимателям, определяется ОАО в белорусских рублях на последнюю дату отчетного периода (под ним понимается календарный месяц, в котором осуществляется поставка природного газа) по указанной в постановлении формуле.
В постановлении прописана и формула, по которой отпускная цена пересчитывается при отклонении фактической среднемесячной теплоты сгорания от расчетной.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет действие на отношения, возникшие с 1 января 2023 года.
13.04.2023
О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов
Опубликован УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10 апреля 2023 г. № 93
О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов
Согласно указу:
- лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь: подлежат обязательной сдаче юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов (далее – деятельность), составляющей услугой которой является заготовка (закупка) у юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, лома и отходов черных и цветных металлов и их первичная переработка; отгружаются по нарядам на поставку (отгрузку) и использование лома и отходов черных и цветных металлов; подлежат учету, хранению, использованию и поставке (отгрузке) в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
- лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе жизнедеятельности у физических лиц, могут быть сданы только юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление деятельности, составляющей услугой которой является заготовка (закупка) у юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, лома и отходов черных и цветных металлов и их первичная переработка или заготовка (закупка) у физических лиц лома и отходов черных и цветных металлов;
- отработанные свинцовые аккумуляторные батареи с электролитом, которые образуются в процессе: хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, подлежат обязательной сдаче юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление деятельности, составляющей услугой которой является заготовка (закупка) у юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, лома и отходов черных и цветных металлов и их первичная переработка; жизнедеятельности у физических лиц, могут быть сданы только юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление деятельности, составляющей услугой которой является закупка у физических лиц отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом.
Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов и входящие в его состав организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности определены государственными заказчиками по поставке (заготовке, сдаче) лома и отходов черных и цветных металлов для государственных (республиканских) нужд.
10.04.2023
Об изменении потребительских цен в марте
По информации Национального статистичского комитета РБ
Индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2023 г. по сравнению с февралем 2023 г. составил 100,6%,
с декабрем 2022 г. – 102,6%.
Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменение цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов административного и сезонного характера, в марте 2023 г. по сравнению с февралем 2023 г. составил 100,5%,
с декабрем 2022 г. – 101,3%.
10.04.2023
В Беларуси усовершенствован порядок ценообразования в строительстве
Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 апреля подписал Указ № 92, направленный на совершенствование порядка ценообразования в строительстве.
Документом установлено, что при формировании сметной стоимости конкретных объектов строительства вместо единого прогнозного индекса цен будут использоваться дифференцированные индексы стоимости по различным статьям затрат (строительно-монтажные работы, оборудование, прочие затраты).
В целях обеспечения единых подходов такой порядок распространяется на работы по капитальному и текущему ремонту, а также на работы по технической модернизации.
Применение отдельных прогнозных индексов даст возможность более объективно определять стоимость затрат при возведении объектов и отражать реальные результаты работы строительного комплекса.
По информации Пресс-службы Президента Республики Беларусь