НОВОСТИ ОТДЕЛА ПО ЦЕНАМ

30.07.2021

О регулировании цен на продукцию, производимую в Республике Беларусь, поставляемую в рамках реализации государственных программ

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 июля 2021 г. № 434 "О регулировании цен" определен перечень продукции, производимой в Республике Беларусь, поставляемой в рамках реализации государственных программ, цены на которую регулируются Советом Министров Республики Беларусь.
Установлен предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей на продукцию, указанную в приложении, в размере 15 процентов.

23.07.2021

Поздравляем с Днем работников торговли!

В этот день хочется поздравить всех причастных к сфере торговой деятельности.
С Днем работников торговли!
Пожелать взаимного понимания между клиентами и продавцами, позитивного настроения каждый день, и вообще позитивного отношения к жизни.
А также огромного терпения и внутреннего равновесия, чтобы никакие невзгоды, грубости и хамство не могли испортить ваш день.
И конечно же поменьше скупых, малодушных, хамских, грубых клиентов.
Чтобы ваша работа приносила вам удовольствие каждый день.
Главное, конечно, здоровья Вам и вашим близким!
Будьте счастливы!


22.07.2021

Согласовано повышение цен на рис

В Беларуси согласовано повышение цен на рис, сообщили в пресс-службе Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров согласовано повышение цен на рис юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, которые его производят, ввозят и реализуют на внутреннем рынке, в размере, не превышающем 4% по отношению к ценам на 28 февраля 2021 года. Такое решение принято, чтобы не допустить ухудшения финансового состояния организаций и сокращения ассортимента риса на фоне роста контрактных цен", - рассказали в пресс-службе.

Цены могут быть повышены до 31 июля 2021 года.



По информации БЕЛТА

21.07.2021

Установлен временный запрет на вывоз некоторых товаров

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 июля 2021 г. № 412 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов товаров» с 22.07.2021 установлен временный запрет на вывоз:

за пределы Республики Беларусь в государства - члены ЕАЭС муки из пшеницы и спельты, крупы грубого помола из гречихи, гречневого зерна обсушенного, готовых пищевых продуктов из гречихи (далее - товары) независимо от страны происхождения указанных товаров;

за пределы таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь в государства, не являющиеся государствами - членами ЕАЭС, товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории и реэкспорта (таможенные процедуры).

21.07.2021

Об электронных накладных при обороте маркированных товаров

МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ своим письмом от 15.07.2021 № 8-2-10/04440 сообщает:

В связи с тем, что у субъектов хозяйствования возник ряд проблем организационного и технического характера в части использования электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации, связанных главным образом с неготовностью к электронному документообороту торговых объектов организаций социальной сферы.
В этой связи Правительством Республики Беларусь было поручено принять исчерпывающие меры по разрешению указанной проблемы и не допустить сокращения ассортимента, снижения доли реализации отечественных товаров, увеличения розничных цен.
Учитывая изложенное, в целях нивелирования указанных возможных негативных последствий контролирующими органами меры ответственности за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации, по статье 13.12 «Нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях до 01.09.2022 применяться не будут.
Вместе с тем указанный мораторий не освобождает белорусских субъектов хозяйствования от обязанности принятия исчерпывающих мер по переходу к использованию электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации.


16.07.2021

Ставка рефинансирования с 21 июля повышается до 9,25 процента годовых

С 21 июля 2021 года ставка рефинансирования составит 9,25 процента годовых, ставка по кредиту овернайт - 10,25 процента годовых, ставка по депозиту овернайт - 8,25 процента годовых.

Соответствующие решения приняты Правлением Национального банка Республики Беларусь 15 июля 2021 года по итогам заседания по денежно-кредитной политике.

Как ожидалось, в II квартале 2021 года продолжилось ускорение годового темпа роста потребительских цен, начавшееся в конце 2020 года. Вместе с тем интенсивность инфляционных процессов повысилась, что главным образом обусловлено более значимым проинфляционным внешним фоном. Рост цен на мировых рынках товаров (в том числе энергоресурсов, строительных материалов, продовольствия) усилился в результате расширения потребительского спроса на фоне сохраняющихся затруднений в производстве и логистике. При этом восстановление экономической активности в мире происходит более быстрыми темпами, чем ожидалось большинством международных экспертов.

14.07.2021

В Беларуси упрощается порядок исполнения внешнеторговых договоров

 По информации Национального банка РБ.

С 9 июля 2021 г. в связи с вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 226-З) и Указа от 8 июля 2021 г. № 265 "Об изменении указов Президента Республики Беларусь" (далее - Указ № 265) упрощается порядок исполнения внешнеторговых договоров.

Указом № 265 внесены изменения в ряд указов, в том числе в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 178).

В частности, из Указа № 178 исключены положения, устанавливающие предельные сроки завершения внешнеторговых операций. Также исключены нормы о продлении сроков завершения внешнеторговых операций на основании разрешений Национального банка. Согласно предусмотренной в Законе № 226-З концепции сроки исполнения обязательств устанавливаются на договорной основе (по соглашению сторон) с учетом экономической целесообразности.

Кроме того, новая редакция Указа № 178 не содержит ограничений в отношении способов завершения внешнеторговых операций и порядка расчетов по внешнеторговым договорам. При этом согласно Закону № 226-З для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - резидентов с 9 июля 2021 г. предусмотрена обязанность по зачислению белорусских рублей и (или) иностранной валюты на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь (репатриация), по валютным договорам, предусматривающим экспорт, а при импорте - белорусских рублей и (или) иностранной валюты в случае возврата денежных средств при неисполнении или исполнении не в полном объеме нерезидентом своих обязательств. Помимо этого в Законе № 226-З установлены случаи, в которых разрешается увеличить срок репатриации, а также определена дата, с которой прекращается обязанность резидента по репатриации в каждом конкретном случае. Также с принятием Указа № 265 отменена обязанность резидентов регистрировать внешнеторговые договоры в банках.

Нормативные правовые акты, принятые до 9 июля 2021 г. в развитие Указа № 178, будут приведены в соответствие с положениями Указа № 265 в установленном порядке.

Указом № 265 также установлено, что действие положений Указа № 178, связанных с обязанностью резидентов обеспечить завершение внешнеторговых операций в сроки, установленные в соответствии с действующим до 9 июля 2021 г. законодательством, не распространяется на внешнеторговые операции, сроки завершения которых истекают в период с 21 июня по 8 июля 2021 г. Таким образом, по внешнеторговым операциям, сроки завершения которых истекают в этот период, резидентам не требуется получения разрешения Национального банка на продление этих сроков.

Начиная с 9 июля 2021 г. не требуется обращаться в Национальный банк за продлением сроков завершения внешнеторговых операций.

Также с 9 июля 2021 г. не применяются в работе выданные Национальным банком разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций. Сроки репатриации по договорам, предусматривающим экспорт (импорт), в том числе по которым сроки завершения внешнеторговых операций были продлены разрешениями Национального банка, определяются резидентами исходя из условий этих договоров в соответствии с требованиями статьи 19 Закона № 226-З и главы 3 Инструкции о проведении валютных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 31 мая 2021 г. № 147.

Исходя из требований Закона №226-З и Указа № 265, по договорам, по которым сроки исполнения обязательств нерезидентов наступили до вступления в силу Закона № 226-З, в целях определения сроков репатриации в качестве даты исполнения нерезидентом его обязательств следует рассматривать 9 июля 2021 г. Поскольку максимальный период, необходимый для осуществления банками, Банком развития, иностранными банками платежа и перевода денежных средств, не может превышать 30 календарных дней (за исключением случаев замораживания иностранными банками денежных средств, блокирования финансовых операций вследствие применения международных санкций), по таким договорам резидентам следует обеспечить зачисление валютной выручки на свои счета в банках Республики Беларусь не позднее 8 августа 2021 г.

В противном случае в эти же сроки резидентам необходимо принять иные меры, на период осуществления которых сроки репатриации будут продлеваться (внести изменения в установленные договором сроки исполнения обязательств нерезидентов или обеспечить наличие оснований для продления сроков репатриации, указанных в пункте 6 статьи 19 Закона № 226-З).

По договорам, сроки исполнения обязательств нерезидента по которым наступают начиная с 9 июля 2021 г., в целях определения сроков репатриации используются сроки исполнения обязательств нерезидентов согласно этим договорам. При этом подход к продлению сроков репатриации используется аналогичный вышеизложенному.

13.07.2021

Ценовой коридор на пиломатериалы

С 9 июля 2021 г. Белорусская универсальная товарная биржа вводит предторговый ценовой коридор с фиксированной верхней границей на торгах пилопродукцией на внутренний рынок с целью сдерживания дальнейшего роста цен на пиломатериалы для отечественных потребителей.

Ценовой коридор действует до 28 июля 2021 г. включительно и применяется к любым типоразмерам и условиям поставки в разрезе наименований, сортов и влажности.

«Ценовой коридор - классический биржевой инструмент. Он применяется для сглаживания ценовых колебаний в условиях высокой волатильности в том или ином сегменте биржевого товарного рынка. Например, на торгах черными металлами постоянно действует ценовой коридор с фиксированной верхней границей. Это не позволяет продавцам устанавливать чрезмерно высокие цены, не соответствующие текущей рыночной конъюнктуре. В то же время на молочную продукцию, реализуемую на экспорт, действует ценовой коридор с фиксированной нижней границей, что препятствует продаже данной продукции за рубеж по ценам «ниже рынка». В случае с пиломатериалами главная цель ценового коридора - не допускать на торги предложения на продажу по изначально завышенной цене. Вкупе с увеличением количества продавцов и объемов выставляемого на торги ресурса данная мера будет содействовать стабилизации цен и снятию ажиотажа со стороны покупателей», - прокомментировали в пресс-службе БУТБ.

Торговые сессии по реализации пиломатериалов на внутренний рынок проводятся на БУТБ еженедельно. В среднем на продажу выставляется порядка 2 тыс. куб. м. В 1-м полугодии 2021 г. на данных торгах совершено 1684 сделки на сумму 28,9 млн BYN. Таким образом, количество сделок увеличилось в 3 раза, а их сумма - в 4 раза. При этом для предотвращения ценового манипулирования и нецелевого использования ресурса на торги допускаются только покупатели, приобретающие пиломатериалы для собственного производства и (или) потребления, и предоставившие выданный в установленном порядке сертификат продукции собственного производства, или иной документ, подтверждающий целевое использование пиломатериалов.

09.07.2021

Отменена маркировка средствами идентификации мороженого и десертов без содержания молочных жиров и молочного белка

Правительством Республики Беларусь принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 393 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030» (далее – постановление № 393).

Указанным постановлением вносится изменение в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации. Так, с 8 июля 2021 г. в соответствии с постановлением № 393 маркировке средствами идентификации НЕ ПОДЛЕЖИТ мороженое и десерты без содержания молочных жиров и (или) молочного белка в составе.

09.07.2021

Об изменении законов по вопросам рекламы

Декретом Президента РБ от 06.07.2021 № 3 вносятся изменения в Декрет от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» в части требований к субъектам хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере рекламы.
Изменениями установлена необходимость согласования содержания наружной рекламы, в том числе размещаемой на билбордах и транспорте, с местными исполнительными и распорядительными органами.

Порядок согласования содержания такой рекламы определяется Советом Министров.

Не требуется согласование при размещении (распространении) на транспортном средстве рекламы, содержащей исключительно информацию:

  • о субъектах хозяйствования, осуществляющих на данном транспортном средстве перевозку пассажиров и (или) грузов;
  • о владельце данного транспортного средства;
  • о товарных знаках и (или) знаках обслуживания, используемых для обозначения товаров, работ и (или) услуг указанных лиц;
  • о продаже данного транспортного средства;
  • о номере телефона диспетчера такси.

Основные положения вступают в силу через три месяца после официального опубликования Декрета.


ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 июля 2021 г. № 395 утверждены:

  • Положение о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы;
  • Положение о порядке проведения торгов на право размещения средств рекламы на недвижимом имуществе.

09.07.2021

Совместное домовладение - новшества законодательства

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 июля 2021 г. № 384 утверждены:

  • Положение о порядке уплаты обязательных платежей в отношении общего имущества совместного домовладения в случае расположения в нежилом капитальном строении (здании, сооружении) жилых изолированных помещений;
  • Положение о порядке проведения местным исполнительным и распорядительным органом либо уполномоченной им организацией открытого конкурса по выбору уполномоченного лица;

  • Положение о порядке формирования и ведения государственного реестра организаций, которые могут выступать уполномоченным лицом по управлению общим имуществом совместного домовладения.


ПЕРЕЧЕНЬ
дополнительных услуг, связанных с обслуживанием общего имущества совместного домовладения в нежилом капитальном строении

1. Установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения снаружи и внутри капитального строения (здания, сооружения) (далее - капитальное строение).
2. Установка ограждения, шлагбаума.
3. Организация работы и содержания вахтеров (консьержей) и иного обслуживающего персонала.
4. Услуги, связанные с благоустройством земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания капитального строения.
5. Установка дополнительного освещения на капитальном строении.
6. Установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств.
7. Иные услуги, необходимые для содержания и эксплуатации общего имущества совместного домовладения, определяемые на общем собрании участников совместного домовладения (общем собрании членов товарищества собственников).

Договора о совместном домовладении, заключенные до вступления в силу постановления №384, должны быть приведены в соответствие (в шестимесячный срок с 8 июля 2021 г.) с Типовым договором о совместном домовладении, утвержденным постановлением Совета Министров от 4 марта 2015 г. № 161 (в редакции постановления № 384).

07.07.2021

В Беларуси изменяются требования к размещению наружной рекламы

Декрет № 3 "Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь по вопросам размещения (распространения) рекламы".

Теперь содержание наружной рекламы, в том числе размещаемой на билбордах и транспорте, необходимо будет согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами. Порядок согласования будет определяться Советом Министров.

Данные меры позволят предупредить случаи размещения недостоверной или неэтичной рекламы.

Предусмотренные Декретом новации не коснутся рекламы, размещаемой на автомобилях и содержащей исключительно информацию о товарных знаках и знаках обслуживания, перевозках пассажиров и грузов, номере телефона диспетчера такси, а также продаже этого автомобиля.


07.07.2021

Об изменениях в валютном законодательстве

Начальник главного управления валютно-финансового мониторинга Национального банка Денис Шкуринский.

Для физических лиц
отменяется разрешительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала (покупка недвижимости за границей, взнос в уставный фонд нерезидента, приобретение ценных бумаг, выпущенных нерезидентом, и так далее). Для юридических лиц отменяется разрешительный порядок открытия счетов за пределами страны, а также необходимость регистрации в банке валютных операций, связанных с движением капитала.

«Кроме того, юридические лица обязаны по экспортным и импортным операциям зачислять полученную выручку на свои счета в банках Беларуси», – отметил Денис Шкуринский. Срок репатриации определяется юридическим лицом в соответствии с гл. 3 Инструкции № 147 и не указывается в валютном договоре. Срок, необходимый на перевод денежных средств банком, можно там указать, но это не является обязательным требованием валютного законодательства, отметил представитель Нацбанка.

Также с 9 июля вводится в действие система валютного мониторинга Национального банка. Одна из ее основных составляющих – регистрация валютных договоров на веб-портале. Они подлежат регистрации, если сумма денежных обязательств на дату заключения не определена либо равна или превышает в эквиваленте 2 тыс. базовых величин для физических лиц и 4 тыс. – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Перечень валютных операций, при проведении которых валютный договор подлежит регистрации, определен постановлением Правления Национального банка № 37 от 12 февраля 2021 года. «По закону обязанность по регистрации с 9 июля валютных договоров возложена на резидентов. Нерезидент не обязан их регистрировать», – обратил внимание Денис Шкуринский.

По его словам, для подтверждения статуса физического лица – гражданина Беларуси как нерезидента для целей валютного регулирования необходимо наличие одного из документов. В их числе – паспорт гражданина Беларуси для постоянного проживания за пределами страны, либо документ, подтверждающий постановку на консульский учет граждан, постоянно проживающих за пределами страны, либо документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Представитель Нацбанка также разъяснил во время онлайн-конференции некоторые нюансы. В частности, он отметил, что если в тексте валютного договора указана ориентировочная сумма денежных обязательств, которая меньше в эквиваленте 4 тыс. базовых величин (для юрлиц и ИП), такой договор не подлежит регистрации на веб-портале. «Но обратите внимание, что обязанность контролировать сумму денежных обязательств по валютному договору возложена на резидента. При достижении 4 тыс. базовых величин договор подлежит регистрации в установленном порядке», – подчеркнул он.

Некоторые из поступивших вопросов касались ситуации, когда в тексте валютного договора отсутствует общая сумма денежных обязательств, но предусмотрены суммы в приложениях (заявках, актах оказанных услуг), являющихся его неотъемлемой частью. «Такая сумма определяется как совокупность уже исполненных и подлежащих исполнению денежных обязательств, начиная с даты заключения такого договора. Если определенная указанным способом сумма менее 4 тыс. базовых величин (для юрлиц и ИП), на данном этапе регистрация на веб-портале не требуется. Но если при подписании очередного приложения (заявки, акта оказанных услуг) сумма денежных обязательств достигает пороговой величины, такой договор следует зарегистрировать», – пояснил Денис Шкуринский.

Представитель Нацбанка также ответил на вопрос, есть ли какие-то особенности в регистрации публичных договоров. «Валютное законодательство не содержит ограничений на использование резидентами во внешнеэкономической деятельности публичного договора, размещенного на сайте в интернете. Вместе с тем при заключении такого валютного договора должны быть соблюдены требования Гражданского кодекса Беларуси. Инструкцией № 37 не предусмотрен особый порядок регистрации оферт, такие договоры регистрируются в общем порядке», – отметил он.

Кроме того, у представителя Нацбанка спросили, нужно ли физическому лицу – резиденту Беларуси регистрировать трудовой договор с иностранным нанимателем, в котором заработная плата установлена в валюте. «Если по валютному договору проводятся операции, не включенные в перечень, определенный ч. 2 п. 3 Инструкции № 37, такие договоры не подлежат регистрации даже при достижении пороговых величин денежных обязательств. Таким образом, если в рамках валютного договора предусмотрена выплата заработной платы, он не требует регистрации на веб-портале», – проинформировал Денис Шкуринский.

«Основной задачей нововведений в области валютного регулирования не является установление повсеместного контроля за операциями физлиц и юрлиц. Изменения необходимы в первую очередь для того, чтобы Национальный банк как регулятор понимал состояние валютных потоков, а также имел возможность своевременно принять меры для недопущения каких-то негативных проявлений на валютном рынке», – подчеркнул начальник главного управления. По его словам, система валютного мониторинга должна стать основным инструментом для решения этой задачи.


БЕЛТА

07.07.2021

О маркировке товаров

С 8 июля 2021 года на территории Республики Беларусь начнет действовать новый механизм маркировки товаров – маркировка товаров средствами идентификации в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 9 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», который вносит изменения в ранее действующий Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее – Указ № 9).

В целях реализации Указа № 9 принято Постановление Советом Министров Республики Беларусь 22 апреля № 230 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Постановление № 230).

Согласно Постановлению № 230 молочная продукция, классифицируемая кодами единой ТН ВЭД ЕАЭС 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2105 00, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0, включена в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.

Срок введения маркировки:
- для сыров и мороженого – с 08.07.2021 г.;
- для молочной продукции со сроком хранения более 40 суток– с 01.09.2021 г.;
- для молочной продукции со сроком хранения до 40 суток (включительно) – с 01.12.2021г.

Субъекты хозяйствования обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов(далее – электронные накладные), осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенные средства идентификации).

Под оборотом товаров понимается ввоз, хранение, транспортировка, использование, получение и передача товаров, в том числе их приобретение, предложение к реализации и реализация на территории Республики Беларусь, а также трансграничная торговля.

Требование об обязательном использовании электронных накладных при обороте товаров с незащищенным средством идентификации распространяется, в том числе на субъектов хозяйствования, осуществляющих приобретение и последующую реализацию таких товаров.

Таким образом, субъекты хозяйствования, осуществляющие оптовую и розничную торговлю сырами и мороженным (в том числе ввезенными с территории Российской Федерации), должны использовать с 8 июля 2021 г. электронные накладные.


ВОПРОС:
Возможно ли реализовать остатки продукции без нанесения маркировки, до какого периода?

Необходимость маркировки остатков товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, имеющихся на дату введения маркировки, и сроки маркировки таких остатков определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2021 № 230).
В соответствии с указанным постановлением реализовывать не маркированные остатки допускается только в отношении молочной продукции.

ВОПРОС:
Можно ли организациям розничной торговли после 08.07.2021 получать от производителей, дистрибьютеров и т.д. немаркированных сыров и мороженого, произведенных до 08.07.2021, и осуществлять их реализацию?

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» (далее – постановление № 1030), маркировка остатков сыров и мороженого, имеющихся у субъектов хозяйствования, осуществляющих производство, оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами на территории Республики Беларусь, на 08.07.2021, не осуществляется.
Приобретение у производителей,дистрибьютеров и т.д. и реализация немаркированных сыров и мороженого, произведенных до 08.07.2021, не является нарушением требований законодательства о маркировке товаров.
При ввозе таких товаров с 08.07.2021 на территорию Республики Беларусь, они должны быть промаркированы средствами идентификации вне зависимости от даты их производства (до 08.07.2021 либо после), поскольку право не маркировать остатки такой продукции распространяются только на товары, находящиеся на территории Республики Беларусь на дату введения их маркировки.
Таким образом, при приобретении сыров и мороженого, произведенных до 08.07.2021, у иных поставщиков, не являющихся производителями такой продукции, рекомендуем включать в договоры на ее приобретение обязательства продавца гарантировать, что реализуемый им товар находился на территории Республики Беларусь на дату введения маркировки

26.04.2021

Правительством установлен перечень товаров, запрещенных к ввозу и реализации на территории Республики Беларусь

Для обеспечения защиты национальных интересов, с учетом недружественных действий в отношении белорусского народа Правительством установлен перечень товаров, запрещенных к ввозу и реализации на территории Республики Беларусь. Соответствующее решение закреплено постановлением Совета Министров от 23 апреля 2021 г. № 240.


Документ принят на основании Указа Президента Республики Беларусь от 30 марта 2021 г. № 128 ”О применении специальных мер“, которым предусматривается введение запрета на ввоз на территорию Беларуси и реализацию на ее территории отдельных групп товаров (в том числе товаров отдельных производителей), страной происхождения которых являются государство и (или) объединение государств, принявшие решение о введении специальных мер в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц или присоединившиеся к специальным мерам в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, принятым иными государствами и (или) их объединениями.

В перечень запрещенных товаров внесены товары групп компаний ”LIQUI MOLY“, ”ŠKODA AUTO“ и ”BEIERSDORF“ (торговые марки ”NIVEA“, ”EUCERIN“, ”LA PRAIRIE“, ”LABELLO“, ”HANSAPLAST“, ”FLORENA“, ”8X4“, ”SKIN STORIES“, ”GAMMON“, ”TESA“, ”CHAUL“, ”COPPERTONE“, ”HIDROFUGAL“, ”STOP THE WATER WHILE USING ME“).

Постановлением также утверждено Положение о порядке действий в отношении запрещенных товаров.

Так, в случае выявления запрещенных товаров при ввозе в Беларусь такие товары будут подлежать обратному вывозу с территории страны. В случае выявления запрещенных в торговых объектах, на рынках, выставках, ярмарках, в интернет-магазинах и глобальной компьютерной сети Интернет лицам, осуществляющим такую торговлю, будет выдаваться предписание на запрет их реализации.

Постановление не распространяется на ввозимые гражданами в Беларусь товары для личного пользования, указанные в постановлении, транспортные средства, которые зарегистрированы в государствах – членах Евразийского экономического союза, а также временно ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортные средства.

Постановлением также определен порядок реализации остатков запрещенных товаров, ввезенных в нашу страну до вступления в силу постановления.

Субъекты торговли, у которых на дату вступления в силу постановления будут находиться остатки запрещенных товаров, приостанавливают оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами, в течение пяти рабочих дней проводят инвентаризацию их остатков и оформляют инвентаризационную опись.

После этого не позднее пяти рабочих дней с даты составления такой описи представляют два ее экземпляра в налоговую инспекцию по месту постановки на учет и в течение 60 календарных дней обеспечивают маркировку остатков таких товаров специальными контрольными знаками, которые наносятся на потребительскую упаковку товара .

После маркировки остатков таких товаров специальными контрольными знаками субъекты торговли смогут продолжить их дальнейшую реализацию.

Лица, нарушающие запрет на ввоз в Беларусь запрещенных товаров и их реализацию, будут привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством.

Основные пункты постановления вступают в силу через десять дней после официального опубликования документа. Установленный перечень запрещенных товаров действителен в течение шести месяцев.

23.04.2021

В Беларуси рассматривают возможность смягчить ценовое регулирование

В Беларуси рассматривают возможность смягчить ценовое регулирование. Об этом сообщил сегодня журналистам заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун перед заседанием Межгосударственного совета по антимонопольной политике СНГ.

Правительство приняло постановление от 23 февраля 2021 года №100, которое предусматривает жесткие меры регулирования цен на социально значимые товары первой необходимости. С 1 марта ежемесячное изменение цен на них не должно превышать 0,2% к цене на эти товары, сложившейся на последний день предыдущего месяца. "Рост мировых цен на продовольствие приближается к 25% в годовом выражении. В начале года мы прогнозировали менее существенный рост. С 2014 года таких темпов роста цен не было. К тому же во время пандемии есть определенные ограничения в движении внешних транспортных потоков. Это очень сильно бьет по ценовой ситуации не только в нашей стране. Потому мы были вынуждены реагировать. Но для нас важно решить еще одну задачу - обеспечить наличие на полках социально значимых товаров, особенно импортируемых. Например, по подсолнечному маслу мы приняли решение разрешить рост цен в пределах 15%, чтобы не остаться без этого товара. Сейчас у нас нет проблем с запасами по этой позиции", - подчеркнул Андрей Картун.

"Сейчас в правительстве обсуждается возможная отмена этого постановления и переход к более либеральным мерам. Несколько дней назад состоялось заседание Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров, там рассматривался этот вопрос. Думаю, в ближайшее время мы озвучим конкретную дату отмены этого постановления. Будем искать более компромиссные механизмы", - рассказал замминистра.

Андрей Картун также ответил на вопрос, есть ли риски, что отмена постановления повлечет за собой определенный рост цен. "Мы держим руку на пульсе. По нашим оценкам, существенного роста не должно быть. Мы будем пристально смотреть за торговлей, чтобы не было злоупотреблений. Будем либо работать в точечном режиме, либо будет переходный этап: поменяем жесткое регулирование на более либеральное, например, по торговым надбавкам", - пояснил он.

Замминистра также рассказал о взаимодействии антимонопольных органов стран СНГ в период пандемии. "Мы работаем в таких условиях уже больше года. Основной акцент работы антимонопольных органов сместился в сторону ценового регулирования, недопущения необоснованного роста цен, а также обеспечения наличия продовольствия и других критически важных товаров, особенно импортных, на полках. Вопрос в том, как создать баланс: с одной стороны, поддержать бизнес, а с другой - обеспечить защиту прав потребителей. Именно это мы будем сегодня обсуждать. Конечно, на повестке дня и защита конкуренции, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Узбекистан расскажет о том, как борется со сговорами на торгах и тендерах с помощью цифровизации", - отметил он.

Планируется обсудить также поведение на рынке субъектов, которые занимают доминирующее положение либо обладают исключительными правами. "Некоторые мировые производители злоупотребляют своими патентными правами и либо завышают цены на рынке наших стран в разы, либо отказываются поставлять. Россия поделится опытом так называемого принудительного патента", - добавил Андрей Картун.

(по информации БЕЛТА)

16.04.2021

Временный запрет на вывоз пшеницы, ржи, кукурузы и гречихи

Постановлением Совета Министров от 14 апреля 2021 года №221 устанавливается временный запрет на вывоз пшеницы и меслина, ржи, ячменя, овса, кукурузы, гречихи, проса, тритикале, прочих злаков.

Запрет будет действовать на вывоз указанных товаров за пределы Беларуси в государства - члены ЕАЭС вне зависимости от их страны происхождения, а также за пределы таможенной территории ЕАЭС в Беларуси в не являющиеся членами союза страны при помещении под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории и реэкспорта.


Запрет не будет распространяться на данные товары в некоторых случаях. Например, при вывозе за пределы Беларуси для международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений правительства, а также в качестве припасов. Исключение касается и международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами таможенной территории ЕАЭС, а также перемещения товаров между территориями государств - членов союза через третьи страны.
Запрет не распространяется на случаи помещения под таможенные процедуры в ином государстве - члене ЕАЭС, перемещения транзитом через территорию Беларуси.


Основные положения постановления вступают в силу с 17 апреля 2021г. и действуют в течение трех месяцев.

14.04.2021

Ставка рефинансирования с 21 апреля повышается до 8,5 процента годовых

С 21 апреля 2021 года ставка рефинансирования составит 8,5 процента годовых, ставка по кредиту овернайт – 9,5 процента годовых, ставка по депозиту овернайт – 7,5 процента годовых.


Соответствующие решения приняты Правлением Национального банка Республики Беларусь по итогам заседания по денежно-кредитной политике 14 апреля 2021 года с учетом комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на текущую и будущую динамику потребительских цен.


В конце 2020 года инфляционные процессы ускорились, что было обусловлено переносом в цены произошедшего ослабления белорусского рубля, а также шоками предложения на рынках отдельных продовольственных товаров.


В начале 2021 года инфляция продолжила ускоряться под влиянием дальнейшего повышения мировых цен на продовольственные товары, а также на импортируемые непродовольственные товары, стоимость которых для потребителя увеличилась из-за возросших логистических затрат и перебоев с поставками вследствие пандемии.


Дополнительное проинфляционное влияние на внутреннем рынке Беларуси сформировалось в связи с отменой льгот по налогу на добавленную стоимость.


Указанные факторы на фоне ускоряющейся инфляции и ее продолжительного отклонения от 5-процентного уровня привели к повышению инфляционных ожиданий, что подтверждается результатами опроса населения и мониторинга предприятий. Как следствие, расширился перечень товаров и услуг потребительской корзины, цены на которые стали расти более высокими темпами. По итогам марта 2021 года прирост потребительских цен составил 8,5 процента в годовом выражении.


Одновременно более значимым может быть влияние на инфляцию в Беларуси шоков продовольственных цен, а также последствий пандемии в части повышения стоимости импортируемых непродовольственных товаров.


В совокупности указанные факторы формируют предпосылки для сохранения повышенных инфляционных ожиданий экономических агентов продолжительное время, что усиливает риски сохранения повышенной инфляции в будущем.


В то же время слабый потребительский и инвестиционный спрос внутри страны будет несколько ограничивать инфляцию.

01.04.2021

О применении специальных мер - УКАЗ Президента РБ

Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 марта подписал указ №128 "О применении специальных мер".

Указом предусматривается введение запрета на ввоз в страну отдельных категорий товаров, а также на импорт работ (услуг), выполняемых юридическими и физическими лицами государств, принявших специальные меры (санкции) в отношении белорусских юридических или физических лиц.


Конкретный перечень товаров, работ (услуг) и при необходимости иностранных юридических и физических лиц будет установлен Советом Министров.

01.04.2021

Продлено регулирование цен на социально значимые товары с 1 апреля 2021 по 29 июня 2021 года

Принято постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 26 марта 2021 г. № 19 которым до 29 июня 2021 г. продлено государственное регулирование цен на социально значимые товары.

Документом в том числе установлены:

предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей на отдельные социально значимые товары;
предельные максимальные надбавки импортера, оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на отдельные социально значимые товары;
порядок применения предельных максимальных оптовых надбавок, торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки).