НОВОСТИ ОТДЕЛА ПО ЦЕНАМ

05.02.2024

ЛЬГОТЫ ДЛЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА СЕЛЕ

Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 февраля подписал Указ № 42, которым корректируется Указ от 22 сентября 2017 г. № 345 "О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания".

Для индивидуальных предпринимателей и субъектов хозяйствования, осуществляющих на территории сельской местности розничную торговлю, общественное питание, оказание бытовых услуг, с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2028 г. возобновляется действие отдельных льгот.

Это уменьшение на 50% ставок налога на прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученную от деятельности на указанной территории, подоходного налога с физических лиц, если получающие льготы индивидуальные предприниматели являются плательщиками этого налога. Предусмотрено также освобождение юридических лиц от налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Также Указом предусматривается введение отдельного тарифа на электрическую энергию для торговых объектов и объектов общественного питания, расположенных на территории сельской местности (не ниже уровня, установленного для тарифной группы "Производственные нужды сельхозпотребителей" (0,26389 рубля/кВт.ч).

Предоставляется возможность без получения согласия антимонопольного органа приобретать в собственность, пользование или владение недвижимое имущество, расположенное на территории сельской местности, для осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг.

Можно будет также отчуждать без проведения торгов по рыночной стоимости недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, для осуществления в течение не менее трех лет розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению на территорий сельской местности и малых городских поселений.

Областные Советы депутатов наделяются правом определять перечни населенных пунктов для предоставления налоговых льгот.

Указ направлен на развитие инфраструктуры торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности, а также создание комфортных условий для проживания.


Пресс-служба Президента Республики Беларусь

05.02.2024

Установлены предельно допустимые тарифы на жилищно-коммунальные услуги

Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 февраля подписал Указ № 41, которым установлены предельно допустимые тарифы на жилищно-коммунальные услуги и размеры возмещения расходов на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в жилых домах.

В результате жилищно-коммунальные платежи для населения в расчете на типовую двухкомнатную квартиру с тремя проживающими при нормативном потреблении ими услуг повысятся в 2024 году на Br20 (0,5 базовой величины).

Повышение тарифов будет произведено в два этапа:

с 1 января - на жилищно-коммунальные услуги, за исключением отопления и горячего водоснабжения, на Br10,35;

с 1 июня - на тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения на Br9,65.

Соответственно платежи для населения (в расчете на типовую двухкомнатную квартиру) в отопительный период составят примерно Br173,15 в месяц, в летний - Br132,86.

По расчетам МАРТ, в 2024 году удельный вес жилищно-коммунальных платежей в доходе семьи из трех человек при двух работающих и получающих среднереспубликанскую заработную плату составит 4,1%, семьи из двух пенсионеров - 9,1%.

При этом в условиях роста жилищно-коммунальных платежей будет продолжена работа по государственной поддержке населения через предоставление безналичных жилищных субсидий.

Такие субсидии предоставляются гражданам и семьям адресно при условии, что ежемесячная сумма коммунальных платежей превышает 20% их среднемесячного совокупного дохода в городе и 15% - в сельской местности.

Помимо этого, Указом предоставлено право местным органам власти возмещать за счет средств местных бюджетов расходы организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах, не покрываемые плательщиками жилищно-коммунальных услуг.


по информации Пресс-службы Президента Республики Беларусь

26.01.2024

Установлены надбавки к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения в 2024 году.

Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 16 января 2024 года №4
установлены надбавки к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у населения в 2024 году.

ВИДЫ
сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки
в виде надбавок к закупочным ценам и размер надбавок по видам
сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения, в 2024 году

Размер надбавки за 1 кг сельскохозяйственной продукции, рублей:

1. Молоко сырое коровье базисной жирности, поставляемое организациям, осуществляющим переработку продукции сельского хозяйства
для производства молочных продуктов - 0,10
2. Молодняк крупного рогатого скота живым весом до 100 килограммов, закупаемый организациями для выращивания -1,00
3. Шерсть овец, закупаемая организациями потребительской кооперации - 5,40
4. Овцы живым весом, закупаемые организациями, осуществляющими переработку мяса - 2,90

Постановление вступает в силу с 27.01.2024 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2024 года.

24.01.2024

О перечне товарообменных операций на 2024 год

РЕШЕНИЕМ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
от 15 января 2024 г. № 29 "О перечне товарообменных операций"
Определен перечень товарообменных операций без поступления денежных средств согласно приложению, на совершение которых не распространяется запрет, установленный в абзаце первом части первой пункта 14 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713.
Решение вступает в силу с 25 января 2024г. и действует по 31 декабря 2024 г.

15.01.2024

Министерство сельского хозяйства и продовольствия скорректировало предельные минимальные цены на некоторые товары, реализуемые по внешнеторговым договорам.

Постановлением Минсельхозпрода №3 от 11 января 2024 года "Об установлении предельных минимальных цен"
скорректирован ценовой минимум на отдельные товары, реализуемые по внешнеторговым договорам.
В перечень включены 9 позиций по номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В частности, это туши и полутуши КРС, молоко, сливки (сгущенные или с добавлением сахара), сливочное масло, сыры и др.
Постановление вступило в силу с 13 января 2024 г.

15.01.2024

Об изменении цен в декабре 2023 г.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2023 г. по сравнению с ноябрем 2023 г. составил 100,9%, с декабрем 2022 г. – 105,8%.

Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменение цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов административного и сезонного характера, в декабре 2023 г. по сравнению с ноябрем 2023 г. составил 100,3%, с декабрем 2022 г. – 103,8%.

Изменение цен и тарифов в декабре 2023 г.
(в процентах)

Декабрь 2023 г.

Январь – декабрь 2023 г. к январю – декабрю 2022 г.

к ноябрю 2023 г.

к декабрю 2022 г.

Индекс потребительских цен

100,9

105,8

105,1

в том числе на:

продовольственные товары

101,5

106,8

106,3

непродовольственные товары

100,1

102,9

102,0

услуги

100,8

108,1

107,3


Индекс цен производителей промышленной продукции в декабре 2023 г. по сравнению с ноябрем 2023 г. составил 99,95%, с декабрем 2022 г. – 104,6%, из него на инвестиционные товары – 100,7% и 106,2% соответственно, промежуточные товары – 99,9% и 105,8%, потребительские товары – 100,4% и 102,5% соответственно.


Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции в декабре 2023 г. по сравнению с ноябрем 2023 г. составил 101,6%, с декабрем 2022 г. – 94,6%, в том числе в растениеводстве – 101,3% и 101,3% соответственно, животноводстве – 101,7% и 92,8% соответственно.

Индекс цен в строительстве в декабре 2023 г. по сравнению с ноябрем 2023 г. составил 100,3%, с декабрем 2022 г. – 113,2%, в том числе на строительно-монтажные работы – 99,4% и 110,1% соответственно, машины и оборудование – 101,3% и 113,7%, прочие работы и затраты – 100,9% и 119,2% соответственно.

Индекс тарифов на перевозку грузов всеми видами транспорта в декабре 2023 г. по сравнению с ноябрем 2023 г. составил 100,5%, с декабрем 2022 г. – 114,9%.

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в декабре 2023 г. по сравнению с ноябрем 2023 г. составил 100,1%, с декабрем 2022 г. – 100,7%.

По информации Национального статистического комитета РБ

13.01.2024

О размерах страховых взносов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
11 января 2024 г. № 17
О размерах страховых взносов

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Изменить размеры страховых взносов по обязательному страхованию
гражданской ответственности владельцев транспортных средств при заключении
договоров пограничного страхования и договоров внутреннего страхования в отношении
транспортных средств, зарегистрированных в государствах, с уполномоченными
организациями которых Белорусским бюро по транспортному страхованию не заключены
соглашения о сотрудничестве, установив их в размерах согласно приложению.

Постановление Совета Министров вступает в силу через месяц после его официального опубликования.
После этого размер страховых взносов,
в частности, на легковые автомобили, включая микроавтобусы, с числом посадочных мест до 8 включительно (не считая места водителя) на срок страхования один год составит 274 евро,
на грузовые автомобили, их шасси и тракторы - 723 евро,
мотоциклы, квадроциклы (мотоколяски), мотоколяски, мотороллеры и мопеды - 33 евро,
автобусы - 723 евро.

10.01.2024

Порядок принятия решения о неначислении амортизации

В связи с принятием данного постановления (далее – постановление № 991), Министерство экономики Республики Беларусь разъясняет следующее.

1. Документ принят Правительством с целью недопущения роста себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) и снижения эффективности работы субъектов хозяйствования.

Постановлением № 991 установлено право организаций и индивидуальных предпринимателей принять решение о неначислении амортизации на период с 1 января по 31 декабря 2024 г. и (или) с 1 января по 31 декабря 2025 г. по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности.

2. Решение о неначислении амортизации может быть принято организациями и индивидуальными предпринимателями: с 1 января по 31  декабря 2024 г., с 1 января по 31 декабря 2025 г. либо на оба указанных периода (с целью обеспечения единообразия учетной политики в течение каждого отчетного года).

Принятие решений о неначислении амортизации на иные сроки (отдельные месяцы, кварталы и т.п.), помимо указанных в пункте 1 постановления № 991, не предусмотрено. Вернуться к начислению амортизации в полном объеме возможно либо с 1 января 2025 г., либо с 1 января 2026 г.

По объектам основных средств и нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету (учету индивидуального предпринимателя) после 1 января 2024 года, – принимается решение о неначислении амортизации, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к бухгалтерскому учету (учету индивидуального предпринимателя).

3. Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с постановлением № 991 в 2024 и/или 2025 гг. принимают решение о неначислении амортизации, необходимо внести соответствующие изменения в учетную политику.

4. Выбор конкретного перечня объектов из числа участвующих в предпринимательской деятельности, по которым не начисляется амортизация, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно. Решение закрепляется внутренним распорядительным документом.

5. Нормативные сроки службы (сроки полезного использования) объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, в котором начисление амортизации не производилось.

6. В случае, если решение принимается организациями, имущество которых находится в госсобственности, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам, они обязаны в трехдневный срок уведомить вышестоящие государственные органы (п. 2 постановления № 991).

7. Организациям и индивидуальным предпринимателям, принявшим до вступления в силу постановления № 991 решение о неначислении амортизации по объектам основных средств в рамках реализации инвестиционных проектов (постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2017  г. № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах»), принятие дополнительного решения не требуется.

06.01.2024

Дополнительные изменения в Постановление 713.

Опубликовано
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 декабря 2023 г. № 1000
Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь
которым вносятся изменения в приложение 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713
«О системе регулирования цен»:
в графе 4 пунктов 165–183 и 197–201 цифры «55» заменить цифрами «30»;
в графе 5 пунктов 165–183 и 197–201 цифры «55» заменить цифрами «40»;
в графе 5 пункта 291 цифры «40» заменить цифрами «30»;

05.01.2024

Об установлении предельных минимальных цен

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 января 2024 г. № 1
Об установлении предельных минимальных цен
Документом установлены предельные минимальные цены на товары, реализуемые по внешнеторговым договорам, в зависимости от рынков сбыта. В перечень включены 9 пунктов по номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. В частности, это туши и полутуши КРС, молоко и сливки (сгущенные или с добавлением сахара), сливочное масло (с содержанием молочного жира более 72% и 80% и более), сыры (нежирные и обезжиренные для плавления жирностью 45% и ниже, выше 45%).

04.01.2024

О регулировании цен в агропромышленном комплексе

Опубликовано ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 29 декабря 2023 г. № 985
"О временном регулировании цен"
Постановление распространяет свое действие на взаимоотношения в сфере агропромышленного комплекса.
Под субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства, понимаются юридические лица, включая их обособленные подразделения, основным видом деятельности которых являются растениеводство и животноводство, рыбоводство, подготовка и прядение льняного волокна, оказание мелиоративных услуг (осушение сельскохозяйственных участков, строительство оросительных систем (каналов), насосных станций, зданий и сооружений, являющихся неотъемлемой частью мелиоративных систем), предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, оптовая торговля удобрениями, агрохимическими продуктами, ветеринарными средствами, техникой и оборудованием для сельского хозяйства, ремонт сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования для сельского хозяйства.

03.01.2024

Порядок приведения цен в соответствие с постановлением 713-4

Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ:

В связи с принятием постановления № 713 (4) обращаем внимание, что пунктом 3 данного постановления установлен следующий порядок приведения цен в соответствие с постановлением № 713:

на остатки товаров, регулирование которых впервые вводится постановлением № 713 (4) (поименованы в части первой пункта 3 постановления), цены должны быть приведены в соответствие с постановлением № 713 в течение 10 рабочих дней после официального опубликования постановления, то есть до 16 января 2024 г. включительно;

на иные остатки товаров – в течение 5 рабочих дней после официального опубликования постановления, то есть до 9 января 2024 г. включительно (за исключением остатков, которые являются остатками, сложившимися на 26 октября 2022 г. и до настоящего времени не было нового поступления таких же товаров);

остатки товаров, сложившиеся на 26 октября 2022 г., при условии, что до настоящего времени не было нового поступления таких же товаров, реализовываются в порядке, предусмотренном пунктом 16 постановления № 713.

Под остатками товаров понимаются все товары, которые оприходованы и по которым сформированы цены на дату вступления в силу постановления № 713 (4), то есть 1 января 2024 г.

При формировании с 1 января 2024 г. цен на новые поступления необходимо руководствоваться нормами постановления № 713 с учетом изменений, внесенных постановлением № 713 (4).

31.12.2023

Поздравляем - С наступающим 2024 годом!

30.12.2023

В Беларуси с 1 января 2024 изменяется система регулирования цен - постановление правительства №713 (4)

Опубликовано Совета Министров Республики Беларусь №713 (4).

Ключевое изменение системы регулирования цен - введение ежемесячных пределов изменения отпускных цен производителей: не более 0,3% к предыдущему месяцу на потребительские товары, регулируемые постановлением, и не более 3,5% к аналогичному месяцу прошлого года на овощи борщевого набора, огурцы, помидоры и яблоки, имеющие сезонный характер продаж.

При повышении отпускных цен в рамках указанных пределов не требуется получать согласование государственного органа.

Постановлением также вводится уведомительный принцип установления цен на новые товары вместо действующего разрешительного механизма согласования таких цен, снижение предельных максимальных надбавок импортера до 15% на товары некритического импорта, в достаточном количестве производимые в стране, предельный размер оптовой скидки производителя на уровне не более 15%, ограничение предельного совокупного размера стимулирующих выплат, осуществляемых производителем (поставщиком) в адрес торговых организаций, а также предоставление возможности торговым организациям напрямую оказывать рекламные услуги поставщикам товаров.

Цены на потребительские товары, указанные в пунктах 9, 26–30, 174, 229, 230, 233, 236, 244, 276, 305, 319 и 322 приложения 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713, ценовое регулирование на которые устанавливается настоящим постановлением, подлежат приведению в соответствие с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 в течение 10 рабочих дней после официального опубликования настоящего постановления.

Цены на остатки потребительских товаров, сложившиеся на дату вступления в силу настоящего постановления, за исключением указанных в части первой настоящего пункта, подлежат приведению в соответствие с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 (остатки потребительских товаров реализуются) в следующем порядке:

потребительские товары являются остатками, сложившимися на 26 октября 2022 г., и не было нового поступления таких же товаров – в порядке, предусмотренном в пункте 16 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713;

потребительские товары являются иными остатками – в течение пяти рабочих дней после официального опубликования настоящего постановления.

Постановление принято в рамках выполнения поручений главы государства, данных на совещании 21 декабря 2023 года.

Постановлением №713 было введено регулирование цен на товары всей потребительской корзины - как отечественные, так и импортные.


В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли организовали прямую телефонную линию по разъяснению изменений в систему регулирования цен.

Так, 30 декабря линия работает с 13.00 до 18.00,
а 31 декабря - с 09.00 до 13.00.

Звонить нужно по номеру телефона 8 (017) 348 61 21

29.12.2023

Госстандарт разъясняет применение отдельных норм постановления о требованиях к фасованным товарам

Данные требования приняты постановлением Госстандарта от 4 мая 2023 г. № 33 «О требованиях к определению количества фасованного товара» (далее – постановление № 33), которым утверждено Положение об установлении требований к определению количества фасованного товара, правилам его указания на упаковке, при производстве (фасовании) и (или) реализации фасованного товара (далее – положение).

Документ разработан с целью установления единых обязательных требований для отечественных изготовителей или упаковщиков фасованного товара и поставщиков, ввозящих фасованный товар в Республику Беларусь. Установленные в нем нормы направлены на предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей фасованного товара, защиту их интересов в части соответствия количества фасованного товара в упаковке указанному в его маркировке.

Комментируя ряд вопросов, которые возникли у субъектов хозяйствования в ходе подготовки к выполнению постановления № 33 и были озвучены ими в рамках тематического семинара, а также при обращениях в комитет, Госстандарт разъясняет следующее.

1. Нормы постановления № 33 распространяются только на те фасованные товары, которые расфасованы с 1 января 2024 года. К продукции, расфасованной до этой даты, требования указанного нормативного правового акта не применяются.

2. Слова «как правило» в требовании о том, что «информация о номинальном количестве продукта и номинальной массе основного продукта в упаковке без жидкости размещается, как правило, на маркировочной поверхности упаковки, которая попадает в поле зрения покупателя, когда товар выставлен для продажи» (часть 2 подпункта 21.1 пункта 21 положения) следует понимать следующим образом.

Выполнение указанной нормы необходимо, если только ее выполнение невозможно по объективным причинам. Импортер или поставщик продукции самостоятельно принимает решение о необходимости и форме документирования причин и пояснений, по которым невозможно выполнить данное требование.

3. Госстандарт подготовил постановление от 22 декабря 2023 г. № 94, которым вносится изменение в постановление № 33. В соответствии с ним срок вступления в силу требований к маркировке количества фасованного товара (пункты 4 – 5, 11 (третий абзац) и 21 положения), переносится на 1 января 2025 г. Данная мера обусловлена многочисленными обращениями субъектов хозяйствования и направлена на минимизацию затрат производителей, поставщиков и импортеров фасованных товаров путем предоставления им возможности доиспользовать имеющиеся запасы ранее приобретенной упаковки, не учитывающей новые требования.

При этом все другие положения постановления № 33 вступают в силу с 1 января 2024 г.

Таким образом планируется продлить переходный период в отношении требований к маркировке количества фасованного товара.

Постановление Госстандарта от 22 декабря 2023 г. № 94 «Об изменении постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 4 мая 2023 г. № 33»сегодня, 29 декабря 2023 г. официально опубликовано.

28.12.2023

Определен перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 декабря 2023 г. № 52

ПЕРЕЧЕНЬ
профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются
иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения
на постоянное проживание в Республике Беларусь, без учета ограничений
по защите национального рынка труда, на 2024 год

1. Профессии рабочих:
1.1. водитель автомобиля;
1.2. бетонщик;
1.3. животновод;
1.4. каменщик;
1.5. маляр;
1.6. оператор машинного доения;
1.7. повар;
1.8. плотник;
1.9. рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений;
1.10. санитар(ка);
1.11. слесарь механосборочных работ;
1.12. слесарь по ремонту автомобилей;
1.13. слесарь-ремонтник;
1.14. токарь;
1.15. тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
1.16. швея;
1.17. штукатур;
1.18. фрезеровщик;
1.19. электрогазосварщик;
1.20. электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
2. Должности служащих:
2.1. агроном;
2.2. акушерка;
2.3. ветеринарный врач;
2.4. ветеринарный фельдшер;
2.5. врач-специалист (всех медицинских специальностей);
2.6. зоотехник;
2.7. инженер;
2.8. инженер-конструктор;
2.9. инженер-механик;
2.10. инженер-программист;
2.11. инженер-технолог;
2.12. инженер-энергетик;
2.13. медицинская сестра и медицинский брат (всех медицинских специальностей);
2.14. помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи;
2.15. фельдшер (всех медицинских специальностей).

21.12.2023

Регулирование в ценообразовании - это вопрос справедливости.

Регулирование в ценообразовании - это вопрос справедливости.
Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на совещании по вопросам совершенствования системы регулирования ценообразования и контроля за ценами.

"Я хочу, чтобы вы понимали, что отступления ни влево, ни вправо от этой проблемы не будет. Это вопрос нравственный, политический, стратегический. Как хотите называйте. Но главное - это вопрос справедливости, - подчеркнул белорусский лидер. - Допрашивая Снопкова (ответственный за этот вопрос в правительстве первый вице-премьер Николай Снопков. - Прим. БЕЛТА) почти через день, я ему пытался вложить в голову, что это вопрос нравственный, вопрос справедливости".

Александр Лукашенко привел пример: скажем, повысились цены на молоко. Здесь вопрос в том, кому прирост этих цен пошел в карман. Если в результате этого дояркам прибавили зарплату, то это один вопрос, но ситуация складывалась абсолютно иначе. "Мы же в докладах Комитета госконтроля видели, что эти цены раскладывали по карманам те, кто сегодня меньше всего заслуживает. И даже не торговые работники, а некие хозяева. Получали минимум по $35 тыс. в месяц", - заметил глава государства.

"Тем не менее нам удалось в какой-то степени эту лошадь поставить в станок, как в народе говорят. Но поскольку это вопрос справедливости, а спрос на справедливость всегда был у славян, и у нас в том числе, мы от этого вопроса уйти не можем. Это вопрос номер один у нашего народа. И никакого популизма (обращаю внимание на тех, кто завтра вякать начнет) здесь нет. Никакого популизма перед электоральной кампанией. Мы к этому вопросу обращались постоянно. Но поскольку он не решался, было принято волевое решение", - сказал Александр Лукашенко.

По его словам, на нынешнем очередном совещании по вопросам ценообразования стоит задача посмотреть, как этот процесс развивается.
Президент особо подчеркнул, что когда правительству больше года назад было поручено заняться этой проблемой, речь не шла о замораживании или даже сдерживании цен. "Речь шла о регулировании ценообразования. Где-то сдерживали. Где-то цены подрастали. Экономику не обманешь, - отметил белорусский лидер. - Мы прекрасно понимаем, что если заморозить цену там, где ее нельзя заморозить, - завтра исчезнет товар, никто в убыток работать не будет. Из этого исходили".
"Сегодня мы обращаемся к этому вопросу публично. И в таком составе, в котором предлагало правительство. Здесь люди, которые производят товар (их представители - я имею в виду министров), которые продают товар, люди, которые организовывают в целом процесс. Все должны слышать, о чем идет речь. Кто-то будет принимать решения, а кто-то исполнять", - сказал глава государства.

В Беларуси с 1 января должна быть четкая, понятная система регулирования цен.
Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на совещании по вопросам совершенствования системы регулирования ценообразования и контроля за ценами.

"Цель одна, о чем я предупреждал правительство, - никакие производители, бизнесмены, торговля и прочие, кто занимается услугами, не должны бегать в МАРТ, в министерства или в правительство. Они не должны туда бегать согласовывать цены. С 1 января должна быть четкая, понятная система", - заявил белорусский лидер.

Александр Лукашенко пояснил на конкретном примере: "Вот у вас 3% в год прирост по каким-то группам товаров или в целом. И все. В первом квартале процент, во втором, в третьем… А в четвертом дефляция 0,1%. И люди будут понимать, как им выстраивать ценообразование. Должна быть четкая, понятная система".

Президент поручил еще раз вернуться к этому вопросу в правительстве и подчеркнул, что Министерство антимонопольного регулирования и торговли не должно заниматься согласованием всех этих цен.

"Слушайте, так сколько в МАРТ человек надо будет держать, чтобы они все это видели и согласовывали? Вернитесь в правительстве к этой проблеме и нарежьте всем задачи. От контролеров, депутатов до премьер-министра. Если надо меня подключить - пожалуйста. Но вопрос должен быть решен", - потребовал он.

Глава государства констатировал, что в Беларуси, в том числе в результате принятых мер по регулированию в ценообразовании, в текущем году существенно снизилась инфляция. В то же время скептики ранее утверждали, что подобные меры могут привести к уходу с рынка ряда игроков, однако ситуация абсолютно нормальная.
"У нас инфляция складывается, наверное, 5-6%. Договаривались, что в 6% вложимся. Но не больше 7%. Но было же 19% И все говорили: нельзя. Писали, что люди уйдут, торговать некому будет. Есть у нас кому торговать. А если кто-то не хочет по-человечески жить в Беларуси - дорога открыта и туда, и обратно", - резюмировал белорусский лидер.

Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал от правительства принять меры для снижения цен на овощи в межсезонье.
Соответствующее поручение глава государства дал на совещании по вопросам совершенствования системы регулирования ценообразования и контроля за ценами.

Говоря о ценообразовании и инфляции, Александр Лукашенко не смог обойти стороной рост цен на отечественные овощи, в частности, на огурцы и помидоры. Еще весной глава государства поручал решить проблему с выращиванием плодоовощной продукции в межсезонье. В частности, Президент предлагал построить больше теплиц, чтобы на протяжении всего года можно было обеспечивать белорусов своими овощами. Однако в правительстве решили попробовать справиться с этой задачей с наименьшими вложениями. По заверению вице-премьера Леонида Зайца, отдача получилась хорошей: на прилавках отечественной продукции в достаточном количестве. По сравнению с декабрем 2022 года цены на огурцы снизились примерно на 16,5%.

В Беларуси в вопросе регулирования ценообразования будет выстроена система, минимально связанная с согласованием цен с кем бы то ни было.
Об этом по итогам совещания у главы государства заявил журналистам первый вице-премьер Николай Снопков.


по информации БЕЛТА

14.12.2023

Об установлении таксовой стоимости на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, в 2024 году

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12 декабря 2023 г. № 881
Об установлении таксовой стоимости на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, в 2024 году
На основании подпункта 1.5 пункта 1 статьи 11 Лесного кодекса Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Установить таксовую стоимость на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, в 2024 году согласно приложению.

05.12.2023

Расширен перечень товаров, цены на которые регулируются Министерством архитектуры и строительства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 1 декабря 2023 г. № 857
Вносятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2022 г. № 447 «О регулировании цен».
Дополняется перечень товаров, производимых (ввозимых) и реализуемых на внутренний рынок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю) и предназначенных для использования при строительстве объектов*, а также при производстве материалов для строительства, цены на которые регулируются Министерством архитектуры и строительства, согласно приложению.

29.11.2023

О внедрении системы анализа цен на потребительские товары

Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский рассказал журналистам о новом программном продукте по мониторингу цен, над которым работали специалисты ГТК и Банка развития.

"Взаимодействовали государственные органы, которые непосредственно владеют базами данных по тем документам, которые как раз и использовались для анализа вот этим программным продуктом", - отметил Орловский. В работе были использованы документы и сведения из базы данных таможенного комитета. "Использовались данные из электронных счет-фактур или электронных накладных, с кассовых чеков", - сказал он.

По его словам, эта информация позволяет строить систему анализа цен, начиная от этапа ввоза импортного товара в страну до этапа розничной торговли. "Программный продукт позволяет рассмотреть весь путь товара, все накрутки на импортный товар, сравнить цену реализации в конечных торговых точках и почему такая цена именно на реализации", - сказал председатель ГТК.

*******************************************************

Внедрение системы анализа цен на потребительские товары не является очередным жестким регулированием цен. Об этом заявил премьер-министр Роман Головченко.

​​​​​​​"Внедрение системы анализа цен на товары - это не очередное жесткое регулирование цен. Это не какая-то дополнительная система контроля. Это система поддержки принятия решений. Потому что мы абсолютно четко понимаем, что все решения должны быть взвешенными и выверенными. С одной стороны, мы не можем допустить резкого падения рентабельности в торговле - ни в оптовой, ни в розничной, в этой сфере занято много человек, и должна быть разумная прибыль. С другой стороны, нельзя допустить неконтролируемый рост цен вместо роста эффективности продаж", - пояснил журналистам премьер-министр.

​​​​​​​Реализация пилотного проекта по выстраиванию системы автоматизированного анализа цен на товары иностранного производства, поставляемые на внутренний рынок, стала темой рабочей встречи в Государственном таможенном комитете с участием Романа Головченко. В совещании в ГТК приняли участие представители различных государственных органов и организаций. Премьер-министр сообщил, что сейчас необходимо доработать предложенный проект по выстраиванию данной системы анализа цен, на это уйдет от 3 до 6 месяцев.

Глава правительства подчеркнул, что пришло время уходить от ручного регулирования цен в пользу автоматизированных процессов. "На смену ручному регулированию и директивному установлению параметров ценообразования должна прийти система автоматизированного анализа этих цен, которая подсказывала бы органам-регуляторам те направления, где необходимо какое-то вмешательство с целью устранения перекосов и дисбалансов", - обозначил он.

Как отметил премьер-министр, задача создать эффективную систему анализа контроля цен на импортные товары в целях недопущения их поставок по завышенным ценам была поставлена главой государства в ходе доклада правительства по вопросам ценообразования. В основе новой системы - использование современных информационных технологий для оперативного анализа тех данных о ценах на товары, которые уже есть в государственных информационных системах, прежде всего у таможенных и налоговых органов. Такой анализ позволит формировать расчетные данные, опираясь на которые правительство сможет принимать обоснованные решения в сфере ценового регулирования.

По словам Романа Головченко, система построена на алгоритмах работы с Big Data (большими данными). "Это огромное количество статистической информации, которая стекается в одно место, и на основании изменений видны не только текущие тенденции - искусственный интеллект может спрогнозировать и развитие событий в дальнейшем. Например, насколько сезонные колебания цен будут равномерны в течение будущих лет. Исходя из поступления товаров в страну система может прогнозировать избыток или, наоборот, угрозу дефицита того или иного товара. Здесь имею в виду не физический дефицит, а сокращение предложения, которое вызывает ценовой рост по понятным причинам", - пояснил он.


В рамках пилотного проекта по отдельным группам товаров видна вся цепочка ценообразования - от ввоза в страну до продажи в конкретном торговом объекте. "Сложность была в том, чтобы соединить в одну систему информацию из различных государственных информационных систем - это и электронные счета-фактуры, и таможенные декларации, и контрольно-кассовое оборудование, которое подключено к системе МНС. Фактически все это сведено воедино. Про каждый конкретный продукт мы можем увидеть, как он попал в страну, какое повышение цены и на какой стадии произошло", - отметил премьер-министр.


Сейчас действует система регулирования торговых надбавок импортера, а также в оптовом и розничном звене. "Когда ставится вопрос, достаточно ли такой надбавки, реальной информации не хватает. А в системе мы видим, что товар импортирует, допустим, 10 компаний. Из них 8 справляется с надбавкой до 20%, а две имеют надбавку 30% и выше. Соответственно, аргументы, что нельзя работать с надбавкой 30% и меньше, не выдерживают критики. Это как пример одной из функций системы", - обозначил глава правительства.


Конечная цель - удешевить поступление импортного товара в страну. "Продукты питания, экзотические фрукты, которые не выращиваются у нас, импортируют разные компании из разных стран. Цена бананов, импортируемых из Эквадора, где они производятся, ожидаемо ниже, чем на те товары, что идут к нам кругом через несколько других стран. Таким образом, можно влиять на импортные цены, выбирая наиболее эффективный способ ввоза. Мы видим все стадии роста цены на товар, видим, где есть какие-то перекосы", - обратил внимание Роман Головченко.


Тот же функционал может быть применен к экспортным ценам. "Часто ставится вопрос об эффективности экспортной деятельности. Важно не просто продать товар, а с хорошей рентабельностью. Каждый будет уверять, что эффективно продает, но мы будем видеть, так ли это, в сопоставлении товаров-аналогов", - добавил премьер-министр.


"Эта система соответствует мировым аналогам в сфере цифровизации работы с анализом импортных и экспортных потоков. То, что она будет внедрена, не вызывает сомнений. Чтобы она заработала в полную силу, необходимо принять ряд решений по доработке государственных информационных систем, чтобы все данные были релевантными и предоставлялись по одному образцу. Также необходимо чуть-чуть "докрутить" идентификацию товаров. Кроме того, нужно доработать законодательство, кое-какие нормативные акты поправить, чтобы система верифицированно могла использовать данные. Все участники настроены на то, чтобы сделать это максимально быстро", - резюмировал глава правительства.


по информации БЕЛТА